ФРЕЙМ «ЖИВОГО ПОСЕЩЕНИЯ» : КИНО И ТЕАТР В МОЛОДЕЖНОМ ДОСУГЕ

Казакова А.Ю.

Аннотация

Проблема упрощения досуга, которая фиксируется исследователями для самых различных страт современного российского общества, рассмотрена со стороны размывания норм зрительского поведения и разрушения когнитивных схем, структурирующих коллективный опыт и обычаи посещения таких культурно-зрелищных учреждений, как театр и кинотеатр. Задача ре- конструкции фреймов «живого посещения» кино и театра в молодежной среде важна для определения перспектив поведения потребителей и моделирования деятельности производителей культурной продукции в будущем. Статья предлагает вариант такой реконструкции в русле качественной стратегии по итогам теста неоконченных предложений, дважды проведенного в формальной студенческой группе. Набор вопросов был одинаков, менялся объект (при первом срезе – посещение кинотеатра, при втором срезе – посещение театра). Проверялась степень сближения объектов в сознании молодежи, четкость и детализация их ментальных схем, выявлялись области абсолютных императивов и запретов, совпадения и различия в модальностях должного, возможного, допустимого, одобряемого. Различия отражаются не только в содержании описаний, но и в языке описания. Оба парадигматических набора свидетельствуют о том, что театр продолжает восприниматься как более престижный по сравнению с кинотеатром объект посещения, требующий обязательного переключения кода поведения, высокой степени его ритуализации. Но эта обязательность нередко оценивается как утомительный «пафос» и порождает стратегию избегания. Отчетливый молодежный запрос на полное физическое, эмоциональное, психическое расслабление означает укрепление тренда на дальнейшую индивидуализацию досуга, а в перспективе – опасность поглощения и театра, и кинотеатра моделью чилл-аута, где зрелищная составляющая вторична по отношению к рекреационной. Именно такая модель идеально соответствует выявленным досуговым запросам.

Ключевые слова

паттерны досуга; престижное потребление; молодежь; фрейм; кинематограф; театр; культурная динамика.

DOI: 10.31249/rsoc/2022.01.05

Скачать текст статьи